Привет!


Вот уже несколько лет кинорынок России претерпевает серьезные изменения. Непрофессиональному зрителю может показаться, что новинок мало, а хорошее кино практически не застать в прокате, когда на самом деле репертуар кинотеатров сегодня во многом состоит из особенных картин, которые часто остаются незамеченными.

Эти фильмы тщательно отобраны дистрибьюторами с мировых и российских смотров или приобретены у европейских и американских независимых студий. Среди релизов как никогда много вдумчивого авторского кино, дебютов и анимации, которые пришли на смену картинам-блокбастерами американских мейджоров.

Для нового выпуска Киноизнанки расспросили кинопрокатные компании об особенностях и сложностях в работе, планах на будущее, маркетинге и том, как они справляются с современными требованиями кинорынка и зрителей.


Команда A-ONE

Компания занимается дистрибуцией независимого кино с сильным коммерческим потенциалом на территории России и стран СНГ.
Мы не работаем с блокбастерами, а выпускаем авторское независимое кино. Чаще всего мы ориентируемся на собственный вкус и стараемся выпускать только те фильмы, которые нравятся нашей команде, — в этом смысле у нас кураторский подход. У нас также есть любимые режиссеры, чьи новые фильмы мы стараемся выпускать. Это, например, Франсуа Озон, Рубен Эстлунд, Мани Хагиги и другие.

У нас прекрасные отношения с зарубежными партнерами, поэтому обычно проблем с релизами у нас не возникает. Единственная проблема, которая часто появляется, — это стоимость фильма. Все они продаются по разной цене, и иногда эта цена может быть очень высокой для нас. Особенно в нынешних реалиях с частым изменением курса валют. Также в последнее время наблюдается рост конкуренции — в нашем сегменте появляется много небольших компаний.

В плане отбора мы остаемся верны своим принципам и показываем то кино, которое близко нашей команде. И мы получаем положительный фидбэк от зрителей, которые доверяют нам. Это очень заряжает!

За последние два года многие стандартные инструменты, на которые раньше приходилось приблизительно 70% промо, стали недоступны. Это, например, таргетинг на YouTube и в некоторых социальных сетях. Поэтому мы стали больше фокусироваться на коллаборациях с близкими по духу компаниями, брендами, медиа, и нам это очень нравится. Не оставляем без внимания и мерч — стараемся готовить для зрителей всех наших премьер и специальных показов небольшие приятные презенты, которые можно сохранить на память.

В России развился стереотип, что кинотеатральный просмотр предназначен только для новинок. Но мы чувствуем реальный запрос на культивацию разнообразия на больших экранах. И этот запрос кажется закономерным, потому что кинотеатр — это место, где в принципе показывается кино, а не исключительно новинки проката. Очень здорово, что в последнее время репертуар кинотеатров расширился.

Людям нравится смотреть и пересматривать на больших экранах свои любимые фильмы, а также классику и культовое кино. Но мы, к слову, замечали, что на наших показах «старых» фильмов (так было с «Ненавистью» Матье Кассовица и «Основным инстинктом» Пола Верховена) большая часть аудитории смотрела фильм впервые, что очень приятно.

Наш ближайший релиз — это франко-канадский триллер «Наследник». Его снял номинант на «Оскар» и лауреат премии «Сезар» Ксавье Легран. Фильм во многом напоминает творчество Хичкока и Ханеке, а история разворачивается подобно греческой трагедии. Добавьте к этому правильно выстроенный саспенс, грамотную манипуляцию режиссёра, и зритель уже вжимается в кресло, прямо как на сеансе «Психо» в 60-х.

Наследник (2023) реж. Ксавье Легран

Следующей мы представим новую работу «Нужды путешественника» корейского режиссёра Хон Сан-су с Изабель Юппер в главной роли. Фильм был в Основном конкурсе Берлинского кинофестиваля-2024 и получил Гран-при жюри.

И чуть позже выпустим «Только течёт река» молодого китайского режиссёра Вэя Шуцзюня. Режиссёр обращается к тьме человеческой души и облачает детективную историю в стильный нуарный триллер.

А напутствие одно: продолжайте любить кино и смотреть его, особенно на больших экранах. В любые времена кино объединяет и поддерживает.

Отметим забавную деталь: раз в год какой-то крупный кинофестиваль берёт в программу новый фильм Хон Сан-су. И мы считаем, что не зря! В этом году «Нужды путешественника» получил Гран-при жюри на Берлинале. В главной роли снялась Изабель Юппер, для которой это уже третья работа с корейским режиссёром. Хон Сан-су вновь обращается к фирменному чарующему стилю с минималистичным повествованием и ощущением экзистенциальной тоски. Но несмотря на это, «Нужды путешественника» — комедийная история, и режиссёр в очередной раз демонстрирует пронзительный подход к человеческим отношениям. Сами очень ждём и вам рекомендуем!

Команда Кинокомпании Пионер

Компания входит в десятку ведущих независимых кинодистрибьюторов в России и странах СНГ и специализируется на семейном кино, анимации, а также главных отечественных кинодебютах.
За последние несколько лет на рынке и — соответственно — внутри нашей компании изменилось примерно все: и механизмы работы, и закупочная стратегия, поскольку многие инструменты стали более недоступны. Но неизменным остается наш подход: для нас очень важен наш бренд — Пионер, — которым мы транслируем знак качества. Мы показываем только актуальное, модное, талантливое кино, ювелирно подходим к контенту и работе с ним.

Все картины, которые попадают в наш лайн-ап, неслучайны — каждую мы очень любим. Мы всегда отбираем только то, с чем умеем работать, потому что вокруг каждого фильма в лайн-апе мы хотим создавать историю. Кажется, что когда ты работаешь не с какими-то огромными студийными блокбастерами, очень важно свое кино любить — только тогда оно находит зрителя. Только если ты уделяешь ему много времени, ресурсов, энергии, говоришь о нем и живешь им. Эту любовь мы и пытаемся транслировать.

Например, еще когда-то давно, много лет назад, мы взялись за казавшуюся многим коллегам непосильной задачу — выпускать авторское дебютное кино. При всем понимании, что у этих картин вряд ли будет массовый зритель. Но мы увидели в этом миссию — помочь дебютантам, помочь талантливому кино найти своего зрителя. Этим и руководствуемся до сих пор. Наши результаты доказывают, что гипотеза была верная.

Фрау (2024) реж. Любовь Мульменко

Из последних любимых кейсов — прокат семейного фильма «Детектив Табо», выпуская который, мы возродили традицию кинолектория «Детский Пионер» и продолжили показывать классическое семейное кино о любви, дружбе и безусловной победе добра над злом. А также прокат фильма «Фрау» Любы Мульменко, работая над которым, мы буквально месяц не выходили из кинозалов, провели больше 25 специальных показов и событий как до старта проката, так и во время. До сих пор продолжаем собирать полные залы не только в Москве и Петербурге, но и в регионах, показывая фильм на очень разных площадках — в музеях, институциях, кластерах. Уже пятый уикенд картина не теряет оборотов и мы продолжаем поддерживать ее.

Мы были одними из первых, кто начал заниматься повторным прокатом в России, еще в рамках кинотеатра «Пионер». Тогда еще был проект «Наконец-то в кино», где мы показывали классику на большом экране. В рамках кинокомпании мы тоже перевыпустили много картин: например, уже несколько раз выпускали наш хит «Амели», работали с большим каталогом фильмов студии «Гибли». Приложили свою руку к популяризации аниме в России.

Если говорить о планах на будущее — мы будем продолжать делать то, что делаем лучше всего. Привозить хорошее кино, поддерживать дебютантов, притом не только отечественных. Ближайший наш фильм — это «Меч короля» с всеобщим любимцем Мадсом Миккельсоном. Фильм участвовал в основном конкурсе Венецианского фестиваля. Организуем больше 10 специальных показов в Москве, Петербурге и других регионах, где будем много говорить о феномене Мадса, датском кино и многом другом. Подробности о показах можно найти в нашем телеграм-канале.

Летом, после премьеры в Японии, мы выпустим чудесное аниме «Кот-призрак Андзу». Это адаптация известной манги, история двух молодых авторов об одинокой девочке, которая находит друга в лице огромного кота-призрака. Кот очень похож на Тоторо. Вообще весь фильм пронизан любовью к творчеству Хаяо Миядзаки, поэтому рекомендуем его к просмотру всем поклонникам легенды японской анимации.

Скоро мы анонсируем новый отечественный дебют, в который все уже успели влюбиться, — выпустим его летом. Также летом в ограниченный прокат выйдет красивое авторское кино «Фолия». Это фильм, снятый французским режиссером в итальянских пейзажах и с российской звездой Даниилом Воробьевым в одной из главных ролей. К концу года выпустим большой комедийный боевик с Антонио Бандерасом и Джонатаном Риз Майерсом. Пока что работаем над локализацией названия — в оригинале это Clean Up Crew.

Команда «Иноекино»

Компания представляет общепризнанные хиты авторского и зрительского кино XX века в кинотеатрах 100 городов страны.
Чтобы поддержать финансовые показатели на фоне общего снижения кинорынка в России, мы начали чаще запускать фильмы в прокат. В 2024 году планируем выпустить более двадцати. Сейчас мы активно работаем с новой для нас, но перспективной нишей — ре-релизами признанных и любимых фан-сообществом аниме-фильмов. В этом году работаем с аниме Макото Синкая, одного из ведущих мультипликаторов современности. Его фильмы с первого до последнего кадра пронизывает меланхолия и грусть по утраченному и недосягаемому, будь это повседневные бытовые сцены или почти фотографические виды городов и полей, моря и неба. Опираясь на запрос кинотеатров, теперь мы нередко выпускаем фильмы не только в оригинале с субтитрами, как было на старте компании, но и с озвучкой. Во втором случае мы продолжаем следить за качеством контента и приглашаем проверенных партнеров, например, в случае с аниме-релизами это культовая среди фанатов студия Reanimedia.

В последние два года мы начали активно работать с японскими правообладателями. Благодаря этому выпустили в кино легендарные J-хорроры «Звонок» Хидэо Накаты (впервые на большом экране в России) и «Проклятие» Такаси Симидзу. Эти фильмы — настоящие хиты с невероятно большой фанбазой, влияние и культовый статус которых невозможно переоценить. Мы гордимся, что нам удалось порадовать поклонников жанра и выпустить в России эти культовые хорроры на языке оригинала с субтитрами. Более «классический» для Иноекино релиз прошлого года — «Расёмон» Акиры Куросавы — тоже стал возможен благодаря работе с японскими партнёрами. Этот шедевр мирового кинематографа мы запустили в прокат в отреставрированной копии.

Мы уже несколько раз запускали ре-релизы знаковых картин прошлых лет, самостоятельно или в сотрудничестве с местными дистрибьюторами. Стараемся перевыпускать культовые и классические фильмы бережно и аккуратно, тщательно работая с нашей целевой аудиторией, которую за последние 10 лет хорошо научились разыскивать и приводить в кинотеатры. В том числе на показы копий в оригинале с субтитрами. Все релизы мы активно поддерживаем киноведческими материалами, розыгрышами, видео-материалами. Мы умышленно вызываем у зрителей активную обратную реакцию, помогаем кинотеатрам в организации большого количества специальных показов с приглашенными кинокритиками и тщательно анонсируем и рекламируем эти события. За годы работы в кинопрокате мы смогли сделать так, чтобы выпуск каждого фильма был событием для зрителей и поводом для активности, самообразования в киноискусстве, полного и тщательного погружения в просмотр.

Четыре души Койота (2023) реж. Арон Гаудер

В июне мы выпустим в прокат анимационный фильм «Четыре души Койота» венгерского мультипликатора Арона Гаудера. Картина получила Приз жюри на престижном Международном фестивале анимационных фильмов в Анси в 2023 году и множество других наград. Она стала кандидатом на «Оскар» от Венгрии и покорила не только нашу команду, но и критиков и зрителей по всему миру. «Четыре души Койота» — эпическая повесть о сотворении мира в мифологии коренных американцев. Она напоминает об ответственности человечества за разрушение окружающей среды. Через захватывающие приключения, наполненные древней магией и мифическими животными, Гаудер призывает прислушаться к мудрости предков и жить в гармонии с природой, пока для Земли не стало слишком поздно. Мультфильм невероятный, красивый и вдохновляющий! Не терпится рассказать о нем больше, так что следите за нашими новостями — готовим много классного и интересного.


Команда Arthouse | Artmainstream

Кинопрокатная и продюсерская компания, где фильмы ценят как произведения искусства.

За последнее время мы очень выросли. Теперь мы не только Arthouse, теперь мы — группа компаний. Творческое объединение Arthouse по-прежнему специализируется на авторском фестивальном кино. Это настоящая лаборатория с кураторским подходом к кинопрограмме: мы ищем новые голоса, новые языки выразительности, для нас важна режиссерская смелость. Наши режиссеры — современные художники.

Новая компания — Artmainstream — работает именно с артмейнстримом. Это большие релизы, которым тесно в рамках Arthouse. Это тоже авторское кино, но более зрительское: фильмы признанных режиссеров с известными актерами. Последний релиз компании — «Май Декабрь» Тодда Хейнса с Натали Портман и Джулианной Мур.

Еще мы начали развивать кинопрокат в Казахстане, по объему рынка в СНГ эта страна занимает третье место. В прошлом году, например, на премьеру фильма «Аманда»привозили режиссера и сценариста картины Каролине Кавалли. Мы продолжаем работать с зарубежными партнерами. Стало сложнее оплачивать фильмы, сами фильмы стали дороже. Но за годы работы у нас сложились очень хорошие отношения с партнерами, так что возможность покупать классное кино есть.

В плане маркетинга у нас, пожалуй, непопулярная позиция: мы относимся к фильмам очень бережно и с уважением, как к произведениям искусства. Мы не можем позволить себе врать о жанре фильма, хотя знаем, что заигрывания с жанрами может привести в кино гораздо больше зрителей. Мы редко придумываем новые названия фильмам для проката, хотя понимаем, что апелляция к названиям популярных франшиз — инструмент привлечения зрителей в кино.

Зато мы дружим с режиссерами и создателями фильмов: только вчера записали зум-интервью с Фатихом Акином к прокату фильма «Путешествие в пустыню», скоро выйдет интервью с Вики Крипс.

Так как мы независимая компания, у нас нет больших рекламных бюджетов. Для каждого фильма мы продумываем отдельную маркетинговую стратегию: все возможные целевые аудитории и способы коммуникации с ними. Для нас интересно выходить за пределы кинотеатров. Например, реализоваться на территории фэшна. Лидеры фэшн-индустрии с удовольствием с нами сотрудничают: к прокату той же «Аманды» мы сделали классные жилетки с брендом murmurizm, а к прокату «Золота Рейна» Фатиха Акина готовим коллаб с брендом Volchok, скоро расскажем подробности.

Стоит сказать и о нашем проекте «Эпизод», на котором в рамках выездных мероприятий мы представляем ближайшие релизы на полгода. Это что-то вроде фестиваля-исследования независимого авторского кино как важной области современной культуры: кинопоказы, лекции, вечеринки. Такая маленькая жизнь. На показы выдвигаемся целой бандой: наша команда, селебы и блогеры, представители кинотеатров. Основной площадкой в прошлом году был Нижний Новгород. И это сработало: сборы в Нижнем с тех пор стали гораздо больше. Все дело в комьюнити, очень важно его создавать и бережно к нему относится.

Наш каталог состоит из фильмов, которые, как нам кажется, будут формировать лайнап конкурсов фестивалей категории А. Это как фильмы признанных классиков, так и картины перспективных режиссеров, в которых мы верим и чувствуем, что они вырастут в классиков.

Повторным прокатом мы занимаемся не намеренно. Под релиз нового фильма режиссера формируем библиотеку из его предыдущих работ, чтобы погрузить зрителя в контекст его творчества. Хороший пример — Йоаким Триер: у нас вышли почти все его фильмы, начиная «Осло, 31-го августа».

Ингеборг Бахман: Путешествие в пустыню (2023) реж. Маргарете фон Тротта
Мы продолжаем верить в красоту и искусство, как бы наивно это ни звучало. Мир оказался очень хрупким, и именно искусство помогает почувствовать внутри себя любопытство и любовь к людям. Кино по-прежнему лучший способ поближе познакомиться с самим собой, с другими и миром.

В мае мы выпустим фильм «Новенький» Уорика Торнтона с Кейт Бланшетт в главной роли и очень советуем его посмотреть. Это невероятной красоты, буквально магнетизирующий фильм-притча о столкновении культуры и цивилизации. Настоящее авторское кино: Уорик Торнтон выступил в роли режиссера, сценариста и оператора. У вас бывало такое, что от музыки бегут мурашки по кожи? Это вот такое кино.

Среди культурных проектов, формирующих особый взгляд на кинопросмотр, важнейшим остаётся КАРО.Арт. Обсудили, как сегодня можно выстраивать доверительный диалог со зрителем.


Наталья Гаврук-Гаврилина, КАРО.Арт

Проект с 2017 года поддерживает и популяризирует фестивальное и авторское кино в стране. Мы смотрим и обсуждаем фильмы с экспертами из самых разных областей.

Цель проекта КАРО.Арт — сконцентрировать на площадках кинотеатров КАРО публику, которая принимает искусство кино очень близко к сердцу. Кино для них — один из главных методов познания себя и окружающего мира. Есть много людей, которые не посещают кинотеатры, они ориентированы на театры, концерты классической музыки, музеи и библиотеки. Наши эксперты аккуратно помогают зрителям «увидеть» в экранной жизни фильма ту самую собственную ментальную реальность, которая отличает нас друг от друга и одновременно с тем объединяет.

Задача нашего проекта — создать условия не только для полноценного просмотра фестивального кино, но и попытаться дать определение тем чувствам и мыслям, которые родились во время просмотра. В этом нам помогают эксперты разных областей науки и искусства. Коллективный просмотр во все времена был душеспасительным, поскольку кино — это мощный инструмент самопознания и самосовершенствования.

Мы стараемся заглядывать за горизонт и экспериментировать. Постоянно ищем новых экспертов для работы с авторскими фильмами, потому что чувствуем ответственность перед нашей аудиторией. Ищем уникальный и сложный взгляд на кино, который отзовется аудитории — довольно требовательной и взыскательной. В прошлом году мы пересекли черту современного искусства, что позволило нам обрести не только головокружительных резидентов для проекта, но и друзей. Оказывается, профессиональная среда современного искусства — музыканты, драматурги, актеры и режиссеры, искусствоведы, писатели, фотохудожники — очень любят кино. В какой-то момент мы сделали событие с целой командой содружества «Улица Балабанова», запустили киноклуб Саши Горчилина, сделали совместные события с несколькими музеями.

Любые трудности провоцируют нас искать разные выходы из ситуации. Например, новое законодательство позволило многим прокатчиками весьма креативно подойти к неизбежной задаче блюрить некоторые фрагменты в фильме, таким образом снимая напряжение при просмотре. Мы наблюдаем занятный эффект. Получается, эта ситуация выстраивает новые эмоциональные акценты зрителя при просмотре, «создается» новое кинополотно, соответствующее требованиям времени и отражающее все страхи общества. И, конечно, этот факт становится еще одной темой для разговора с экспертом — происходит попытка осмыслить и дать свою оценку социальным фобиям и табу. Каждая эпоха создает свои правила коллективного просмотра.

Несмотря на все обстоятельства, мы наблюдаем готовность зрителей выстраивать сложную коммуникацию с авторским кино. Зрители остаются на разговор с экспертами и, судя по их комментариям и вопросам, у них есть сильный мотив объяснить себе происходящее вокруг и внутри себя. Это базовые потребности каждого человека. Моя рекомендация — продолжать возвращаться в кинотеатр за собственными ответами и воодушевлением, если кино является для вас ценностью.

Автор выпуска: Дарья Бурнашева — кинокритик, автор телеграм-канала про британское кино fancyamovie, выпускница программы «Практическая кинокритика».

контакты