РОССИЙСКИЕ ПОЛНОМЕТРАЖНЫЕ ДЕБЮТЫОсобое внимание киносообщества всегда обращено к дебютантам. Что занимает начинающих режиссеров? Какие темы, жанры и формы они выбирают? Все это формирует картину будущего кино. Рассказываем о российских полнометражных дебютах 2023 года и находим в них закономерности.
В этом году российские полнометражные дебюты оказались в программах главных кинофестивалей. В секции Encounters на Берлинале прошла премьера картины выпускницы мастерской Александра Сокурова Малики Мусаевой
«Клетка ищет птицу». Фильм снят на чеченском языке, а главные роли в нем сыграли непрофессиональные актрисы. Это картина, снятая женщиной о женщинах — об их несвободе в условиях жизни на современном Северном Кавказе. В Каннском «Двухнедельнике режиссеров» показали
«Блажь» Ильи Поволоцкого — меланхоличное роуд-муви о дочери, отце и их передвижном кинотеатре. И тема семьи, и тема дороги, и внимание к женским персонажами стали закономерными для российских дебютов в этом году.
«Эра» Вениамина Илясова — фильм с неожиданным жанровым твистом и с отсылками к Сергею Параджанову — тоже про семью и тоже в некотором роде роуд-муви. В комедии из Татарстана
«Бери да помни» выпускника программы
«Режиссура» МШК Байбулата Батуллина в центре сюжета оказываются мальчик и его дедушка и бабушка — кстати, в исполнении Розы Хайруллиной. Картина получила приз как лучший полнометражный дебют на фестивале «Короче». Еще одна семейная история, тоже с главным героем-мальчиком, но уже с вкраплением мистического —
«Тимир». Снял его Николай Корякин — новое имя в «якутской волне». Фильм был отмечен призом за режиссерскую работу на фестивале «Зимний».
Мистическую тему продолжает режиссер из Татарстана, Ильшат Рахимбай, в своей картине
«Микулай» с Виктором Сухоруковым в главной роли. Вообще, магическое, мистическое или сновидческое — тот элемент, который важен для многих дебютных фильмов этого года. И здесь одной из лучших иллюстраций станет
«Ниша» Антона Ермолина — картина, в которой критики усматривают связи с Дэвидом Линчем и традицией магического реализма.